· 

Об эмоциях для доктора

 

Однажды меня попросили разработать методическое пособие для врачей по консультированию пациентов с туберкулезом. Над редактированием пособия трудилась целая команда специалистов и в итоге некоторые первоначальные наработки не вошли в итоговый вариант. В том числе мы отказались и от обширного предисловия. Но не пропадать же добру 😊 Выкладываю его здесь:

 

Здравствуйте, дорогой(ая) коллега.

 

Попробуйте на некоторое время отвлечься от своих забот и тревог. Попробуйте. На некоторое время. Сейчас вы доктор – человек, который знает, как помочь людям выздороветь. Вы знаете, как развивается туберкулез и что нужно сделать, чтобы человек излечился.

 

Также вы знаете, что разные люди реагируют на свое заболевание по-разному. Кто-то готов безраздельно довериться вам и беспрекословно выполнять каждое ваше предписание. Кто-то может быть растерян, напуган, озлоблен или в отчаянии. Это нормально. Возможно, туберкулез в сознании этого человека ассоциируется с позором, отвержением, потерей социального статуса, изоляцией, мучениями и скорой смертью. Поэтому его чувства естественны. Возможно, человек не привык никому доверять и считает, что окружающий мир враждебен, как будто все люди пытаются его использовать в своих целях и никому он как личность не интересен. Возможно, он и себя считает каким-то изначально неполноценным, недостойным, жалким, отвратительным существом. Неважно, откуда у него могли взяться такие убеждения. Возможно, он их даже не осознает. Важно то, что они ужасно болезненны. И мозг, в попытках избежать этих страданий, принимает решение компенсировать их безразличием или агрессией, например в адрес врача. 

 

То есть любое поведение пациента, каким бы странным, вызывающим или оскорбительным оно ни казалось, можно воспринимать как его крик о помощи. Пациент озлоблен – это его крик о помощи. Пациент тормозит – это крик о помощи. Пациент морочит вам голову – крик о помощи. Пациент пытается обмануть вас – и это крик о помощи. Пациент безразличен – тоже крик о помощи. Осознанно или нет, человек пытается улучшить свою жизнь так, как он это понимает. Исходя из своих представлений о мире и о себе. Вы это знаете. Он – не факт, что знает. Действует неосознанно, автоматически, по привычке. Если прямо сказать ему об этом, он может вас не понять. 

 

Поэтому, чтобы помочь пациенту, мы можем действовать не уговорами или требованиями, не поучениями и морализаторством, не кнутом и пряником. А попытаться показать ему, что мир – это не обязательно поле битвы за выживание, а люди не всегда алчные и бесчувственные манипуляторы. Показать это своим примером. Мы можем показать пациенту, что он может быть нам интересен сам по себе, как личность. Что мы ему сочувствуем и искренне хотим помочь стать здоровым. Потому что мы страдаем, когда видим страдания. И радуемся, когда видим выздоровление. Просто, потому что мы – люди, так устроены.

 

Вы врач, но вы и человек. Вы испытываете самые разные чувства и у вас тоже есть определенная картина мира – представления о себе и о том, как этот мир устроен. Ваши чувства естественны – это реакции на то, что происходит вокруг вас и внутри вас. То есть любые чувства (страх, злость, печаль, радость и т.д.) – это всегда реакции на что-то – они не возникают просто так без причины. Значит мы можем их использовать для того, чтобы лучше понимать происходящее. Быть более трезвыми и эффективными, более осознанными, здоровыми и счастливыми.

 

Например, если поведение пациента вызывает у вас раздражение, можно задать себе вопрос – что именно в поведении, словах или внешнем виде этого человека, бесит меня больше всего? Может он мне кого-то напоминает? Интересно кого. Или задевает какие-то мои болевые точки? Интересно какие. 

 

Размышляя об этом, мы замечаем, что интенсивность раздражения немного снижается и мы начинаем понимать, что источник этого раздражения где-то внутри нас. А этот человек своим видом и поведением только напомнил нам о том, что мы пытались в себе подавить. 

 

С другой стороны, возможно этот человек не просто так ведет себя подобным образом. Возможно, что неосознанно (не специально), он пытается вызвать во мне раздражение. Зачем? Может быть, чтобы спровоцировать вспышку агрессии и потом пристыдить или выставить меня в дурном свете. Чтобы потом я испытывал чувство вины или страха. Зачем? Чтобы получить от меня то, что он хочет. Но неужели он не мог прямо сказать, чего он хочет? Может и не мог. Ведь если попросить прямо, есть шанс получить отказ. Отказ неприятен. А манипулирование вынуждает человека сделать то, чего мы от него хотим. Особенно, если человек сам не до конца разобрался, чего он сейчас хочет.

 

Или, например, излечение от туберкулеза не является для него приоритетом. Может он хочет доказать себе, что он умный и сильный, а не глупый и слабый (каким он неосознанно сам себя считает). Может он хочет получить внимание, признание или сочувствие (которого как ему кажется он не достоин). Мы этого не знаем. 

 

Но что мы знаем точно – ничто не помешает нам выполнить свою профессиональную задачу – рассказать о туберкулезе и помочь человеку принять осознанное решение пройти полный курс терапии.

 

Еще по теме

Write a comment

Comments: 0