Говорят, что психодраму (вид психотерапии) изобрел Маркиз де Сад, когда находясь в психиатрической больнице, от скуки занялся постановкой спектаклей с пациентами. Возможно, император Нерон с помощью игры в театре пытался освободиться от душевных страданий. Но именно Якоб Леви Морено считается основателем психодрамы, как осмысленного метода психотерапии - драматической импровизации, помогающей человеку понять свой внутренний мир и научиться жить в мире внешнем. Вся его жизнь окутана мифами, большинство из которых сам он и создал:
Однажды маленький Якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: «Я буду Богом, а вы — моими ангелами». Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев «небо». Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Тот попытался взлететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как «психотерапию павших богов».
Необычный человек и его необычные слова:
"Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Черному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы… Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределенности берет начало неопределенность моей жизни и моего гражданства… Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям".
Стоя перед статуей Христа, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как моё: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошёл? И я выбрал вселенную — не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Моё решение означало, что все люди — это мои братья и сестры, что все матери и отцы — это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, — это мои дети, а все женщины — мои жёны, что всё имущество этого мира — моё имущество, и, напротив, всё что есть у меня, принадлежит всему миру.
Прогулка вдвоем: глаза в глаза, уста в уста,
И если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин
И вставить их вместо моих,
А ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих,
Тогда буду я глядеть на тебя твоими,
А ты взглянешь на меня моими глазами.
После одной из лекций Фрейда слушатели столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:
«Доктор Фрейд, я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел озадаченно и улыбнулся.
Write a comment