Итак, давным-давно, в те незапамятные времена, когда еще не существовало жизни, одна макромолекула, благодаря «удачно» сложившимся обстоятельствам, скорее всего, совершенно случайно (а может и не случайно), обрела способность создать свою копию. И, конечно, создала ее. Появившаяся копия, так как была копией, тоже обладала способностью создавать копии и, что естественно, создавала их. Так началась история жизни на земле.
Что же дальше? Копирование было максимально точным (поэтому оно и названо копированием). Но идеальное копирование возможно только в воображении, поскольку в реальности окружающая среда постоянно меняется. Копия, появившаяся в изменившихся условиях, очень похожа на «оригинал», но не совсем. Изменения температуры среды, ее химического состава, радиоактивного фона и др. способствуют небольшим изменениям в «копиях».
Изменения (мутации) бывают разные. Некоторые изменения приводят к тому, что копирующая себя молекула, в изменившихся условиях создает меньше копий. Другие изменения позволяют делать больше копий. Так же как типография с мощным копировальным аппаратом способна сделать больше копий, чем с маломощным. Мощные копировальщики размножаются больше, маломощные меньше. Постепенно территория заполняется копиями мощных, копии менее мощных умирают не оставляя потомства, то есть, вымирают.
Для успешного копирования нужна энергия и строительные материалы – ресурсы. Условия постоянно меняются, количество и качество ресурсов тоже меняется. Добавляется новый фактор – определенные ресурсы истощаются из-за активного размножения копировальщиков. Выигрывают те, кто получает возможность (благодаря изменчивости) использовать для своего копирования другие ресурсы (например, солнечный свет) или ресурсы других копировальщиков (съедая их и получая все, что нужно, почти в готовом виде).
Все это приводит к тому, что копировальщики усложняются – у них появляются дополнительные орудия для добычи ресурсов и нападения и/или защиты. Суть не меняется – тот, кто благодаря счастливой случайности (удачной мутации) получает возможность сделать больше копий – размножается, тот, кто меньше, постепенно сходит со сцены. Постепенно молекулы-копировальщики обрастают все большим и большим арсеналом орудий, а соответственно и способностей, позволяющих делать больше копий в теперь уже быстро меняющихся условиях. Доходит до того, что некоторые такие молекулы обзаводятся глазами, плавниками, крыльями, гипертрофированным мозгом или самомнением.
Получается, что мы с вами – аппараты, созданные лишь для того, чтобы сделать больше копий. Или нет – мы такие, какие есть, потому что способны сделать больше копий. Ведь если бы мы не имели таких способностей – нас бы сейчас не было. И, все, что мы имеем, результат закрепившихся за миллионы лет «удачных» мутаций. То есть мы «экзоскелет», рабы наших генов – тех самых молекул-копировальщиков. Говоря о нашем теле, такая постановка вопроса вряд ли у кого вызовет сильное сопротивление (разве что у ярых креационистов). Но все это так же верно и для нашей психики.
Возьмем, например, эмоции. Эмоции помогают нам ориентироваться в окружающем мире. Если мы испытываем приятные эмоции от удовлетворения до экстаза, скорее всего, мы сделали что-то, помогающее нашим генам сделать больше копий и это сигнал продолжать в том же духе. Если испытываем негативные эмоции (страх, гнев, печаль), значит, делаем что-то «не то» и это сигнал изменить поведение. Выходит, что и, так называемые, высшие чувства, например, любовь, патриотизм, а так же нравственные, эстетические чувства и т.д. тоже по сути ниточки, за которые дергают наши гены, чтобы получить побольше копий себя. Подробнее об этом здесь.
Выводов из такого взгляда на жизнь, наверное, можно сделать много. Например, что жизнь по сути бессмысленна. Гены размножаются, потому что умеют размножаться, а все прочие молекулы размножаться не умеют, поэтому и не размножаются. Все разнообразие жизни – это случайным образом развившиеся варианты аппаратов, позволяющих своим хозяевам-генам успешнее размножаться. Никакой высшей цели – сплошной абсурд.
Если это так, то значит, не существует никакого смысла жизни, ни отдельного человека, ни всего живого в целом. Как вам идея о том, что вы раб своих генов и ваша драгоценная жизнь лишена всякого смысла. Ведь первые молекулы начали размножаться просто потому, что однажды обрели такое свойство и делают это до их пор по той же причине – просто так (патамушта, патамушта). Вспоминается эпизод из фильма «Прометей», когда робот спрашивает молодого ученого – «Зачем вы нас создали?». На что тот ответил просто – «Потому что могли»…
Может, конечно, все, о чем я написал выше бред или софистика. Но давайте представим на мгновение, что это так и есть и все, что мы себе напридумали о смысле жизни – бред и самообман. Вообразим, что смысла в существовании нет. Что тогда? Какие выводы можно сделать о мире и о себе? Смысла нет, а что же тогда есть? А есть у нас все остальное – все необходимое для того, чтобы испытывать эмоции – позитивные и негативные. Мы-то знаем как их получить. Подвигались, позанимались сексом, вкусно поели – кайф. Или помогли кому-нибудь, поиграли с детьми, посмотрели на красивый вид и снова кайф.
А как же быть с «отрицательными» эмоциями? Некоторым, кстати, нравится их испытывать (пощекотать нервы страхом, возбудиться злостью, замедлиться грустью), почему бы и нет. Прыгнул с тарзанки – восторженный страх, поиграл в регби – возбуждающая злость, задумался о том, что все смертны и все суета сует – тормозящая грусть. Ну а если не нравится их испытывать – никто и не заставляет. Вспоминаем, что все наши эмоции – инструменты бессмысленного манипулирования в «руках» наших бессмысленных генов и успокаиваемся.
Например, опаздываешь на работу и злишься, как будто все, о чем ты мечтал с детства, прямо сейчас летит под откос. Останавливаешься (мысленно) и вспоминаешь, что злость это инструмент, помогающий преодолевать препятствия на пути размножения наших хозяев – генов. Задаешься вопросом – «А оно мне надо?» (лично мне, а не моим генам). Если надо – трезво оцениваем ситуацию и спокойно делаем все возможное, чтобы успеть туда, куда надо. Ну а не надо, так и не надо.
При чем здесь экзистенциализм в заголовке статьи, спросите вы. А при том, что философы экзистенциалисты тоже в свое время пришли к идее, что жизнь бессмысленна. Мы находимся здесь такие, какие есть просто потому, что находимся здесь такие, как есть. И раз уж мы радуемся или страдаем – это результат нашего выбора – радоваться или страдать. Правда, выбора не всегда осознанного. Но экзистенциальные психотерапевты как раз и помогают осознать реальность и свои возможности.
Некоторые религиозные мыслители, кстати, тоже придерживаются похожих взглядов. Предположим, что жизнь на земле вообще и мы с вами в частности, возникли не случайно, а в результате высшего замысла. Что это меняет? Да ничего. Откуда бы мы ни взялись, все равно мы здесь и имеем то, что имеем. Свои возможности и свой выбор – идти по пути как бы "добродетели" или по пути как бы "порока", кому что нравится.
Так что, осознаем и выбираем, улыбаемся и машем. Кому-то эти идеи могут показаться циничными, но это с непривычки. Я например, в детстве, как-то вдруг понял, что взрослые могут врать и, о ужас, мои родители тоже. Испытал бурю эмоций. Но со временем смирился, никуда ведь от реальности не денешься. Хотя можно конечно придумывать себе смыслы, и даже целые миры со своими особыми законами и порядками – тоже выбор. Почему бы и нет? Все равно абсурд ;)
© Ягдар Туреханов
Write a comment